Проверить фактическое наличие и остатки имущества – непосредственная заинтересованность самой компании, это позволит убедиться в точности подготавливаемой к сдаче в ФНС отчетности. Как провести и правильно оформить результаты ревизии, какими документами руководствоваться, как отразить в проводках излишки и недостачи, выявленные при инвентаризации – расскажем в статье.
Оглавление
Готовим и проводим инвентаризацию
Обязанность проводить ежегодную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств установлена Положением по ведению бух.учета, утвержденным Минфином 29.07.1998г. №34н. Правила и порядок проведения данной процедуры установлен Методическими указаниями (приказ МинФина №49 от 13.06.1995г), в них перечислены состав имущества и обязательств, подлежащих ревизии, и формы документов, которыми можно оформить результаты.
Основные этапы проведения инвентаризации приведены в таблице:
Этап | Документ | Пояснение |
Подготовка | Приказ руководителя о проведении инвентаризации | В приказе указываются: сроки проведения, причина инвентаризации, перечень инвентаризируемого имущества, перечень материально ответственных лиц и состав комиссии |
Проведение | Инвентаризационная опись | Члены комиссии ведут опись (подсчет) имущества и его состояния |
Сопоставление данных | Сличительная ведомость | Сверка данных, представленных в описи, с данными в бух.учете. Составление сличительных ведомостей на предмет выявления расхождений. |
Оформление и утверждение результатов | Бух.справка | Приведение в соответствие данных бух.учета фактическому наличию. Списание недостачи или оприходывание излишков |
Причинами проведения инвентаризации, помимо ежегодной обязанности, могут стать:
- Смена материально ответственного лица;
- Факт хищения или порчи;
- Стихийное бедствие;
- Причины организационного характера (смена руководителя, реорганизация и пр.):
Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:
Результатами инвентаризации могут быть:
Для проведения инвентаризации на предприятии формируется комиссия в составе не менее трех человек. По результатам инвентаризации комиссия оформляет сличительные ведомости, инвентаризационные описи, акты:
Оформляем результаты инвентаризации в проводках
Заключительным этапом инвентаризации выступает приведение в соответствие данных бухгалтерского учета, при этом часто возникает необходимость списать недостачи или, напротив, оприходывать излишки ценностей.
Как отразить в проводках выявленную недостачу при инвентаризации
Недостачу необходимо отразить на сч.94 в корреспонденции со счетом учета списываемого имущества:
- Дт 94 К 10(41,43,01)
Далее действуем одним из двух способов:
1) Виновные не установлены (не найдены).
Можно списать недостачу в пределах утвержденных норм естественной убыли на расходы по основному виду деятельности. Недостача при инвентаризации проводки:
- Дт 20 (23,25,26,44) Кт 94
Если естественные нормы убыли на определенные виды имущества не установлены или недостача их превышает, то ее относят на прочие расходы и отражают проводкой:
- Дт 91.2 Кт 94
Важно помнить, что в налоговом учете признать расходы сверх норм естественной убыли нельзя (ст.254 НК РФ).
2) Виновные установлены, ущерб возмещается за их счет.
В данной ситуации важную роль играет наличие и содержание договора о материальной ответственности, а также нормы ТК РФ, содержащие указания о предельном размере и порядке удержаний сумм из заработной платы работников. Если виновное лицо не является работником организации и согласно возместить ущерб (лучше оформить соглашение о добровольном возмещении ущерба), то можно внести денежные средства в кассу или на расчетный счет. Бухгалтер отразит недостачу проводками:
- Дт 73 Кт 94 – недостача отнесена на виновное лицо;
- Дт 50 (51) Кт 73 – виновное лицо возместило недостачу.
Если возмещение недостачи определено по рыночной стоимости, превышающей балансовую, то сумму превышения отражают проводками:
- Дт 73 Кт 98 – отражена разница в стоимости недостачи;
- Дт 98 Кт 91 – разница отнесена на прочие доходы.
Если лицо не признает себя виновным и не согласно возместить ущерб, то недостачу списывают на прочие расходы (как в случае с неустановленным виновником) и ждут решения суда.
Как отразить в проводках выявленные излишки при инвентаризации
Излишки в ходе инвентаризации, как правило, выявляются реже. Их учет ведется по рыночной стоимости, которую необходимо подтвердить одним из способов:
- Справкой общества, составленной на основании анализа цен на аналогичное имущество (накладные поставщиков, объявления о продаже схожих объектов в СМИ, справка из органов статистики и т.п.);
- Справкой, составленной независимым оценщиком (более предпочтительно).
Излишки ценностей по рыночной цене относят на прочие доходы и оприходывают проводкой:
- Дт 10 (41,01,50) Кт 91.1
Пересорт
Если в ходе ревизии выявлена недостача одной ценности и излишек другой, этот факт также необходимо отразить в учете.
Ситуация: При инвентаризации склада запчастей выявлена недостача трех втулок стоимостью 4 500 руб/шт, и излишек в виде трех форсунок стоимостью 6 700 руб/шт.
Отразим в учете:
Дт | Кт | Сумма | Пояснение | Документ |
94 | 10.5 | 13 500,00 | Определена недостача втулок (списание ТМЦ проводки) | Опись ИНВ-3,ведомость ИНВ-19 |
10.5 | 94 | 20 100,00 | Оприходованы форсунки | Опись ИНВ-3,ведомость ИНВ-19 |
94 | 91.1 | 6 600,00 | Признаны прочие доходы | Бух.справка |