Аналитическое исследование бухгалтерского баланса требуется для того, чтобы оценить эффективность работы предприятия и понять, насколько компания рентабельна и устойчива в экономической среде. Горизонтальный и вертикальный анализы – это те методики, которые применяются бухгалтерами и финансистами для проведения аналитического исследования. Рассмотрим каждую методику подробнее в данной статье.
Анализ бухгалтерского баланса
Проведение аналитического исследования, горизонтального и вертикального анализа, позволит выявить следующее:
- источники поступления средств у предприятия;
- направления, в рамках которых осуществляются финансовые вложения;
- показатели соотношения источников доходов и направления вложений;
- иные параметры, определяющие уровень стабильности и обеспеченности предприятия.
Обе указанных методики используются для определения относительных показателей, которые позволяют в дальнейшем оценить уровень развития предприятия на отдельных этапах его существования. Методики способны дополнять друг друга и совместно создавать полную картину деятельности или развития компании. Именно по этой причине крайне важно их совмещать.
Полученные в ходе каждой методики, данные позволяют сопоставить различные экономические показатели деятельности компании. Для выполнения аналитического исследования требуется сам баланс. С учетом полученных результатов и сделанных выводов, эксперт сможет дать прогноз развития предприятия в будущем.
Методика горизонтального анализа
Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса – это методика, основанная на абсолютных показателях баланса, дополненных относительными и представленных в процентном виде. Данный тип анализа будет иметь информативных характер только при условии, что будут проанализировано сразу несколько периодов деятельности компании. Величиной в 100 % в данном случае являются показатели начального периода, а данные конечного периода — это динамика их изменения в процентном соотношении.
Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:
Все результаты баланса заносятся в специальную таблицу для проведения исследования изменений одного и того же показателя за несколько периодов времени:
Наименование пассива |
На начало предыдущего года, тыс. руб. |
% |
На начало отчетного периода, тыс. руб. |
% |
На конец отчетного периода, тыс. руб. |
% |
Кредиторская задолженность |
500 |
100 % | 550 | 110 % | 400 |
80 % |
Исходя из показателей таблицы, кредиторская задолженность в течение двух лет сначала незначительно возросла, а затем существенно уменьшалась, что говорит об улучшении работы компании и уплате ею части обязательных расходов.
Методика вертикального анализа
Чтобы оценить насколько компания результативно работает, используют методику вертикального баланса. Этот способ позволяет определить:
- как каждая статья баланса влияет на общий итог и каков ее удельный вес в достижении этого результата;
- структурные изменения в бухгалтерских статьях с учетом определенного периода времени.
Методика предполагает использование относительных значений на основании абсолютного показателя и применяется для того, чтобы исключить внешние факторы, влияющие на деятельность компании.
В качестве такого примера можно указать инфляцию. Она способна изменить абсолютные показатели, но непосредственного влияния на деятельность компании не оказывает. Именно в таких случаях требуется аналитика, чтобы получить полное отображение экономической картины внутри компании:
Название актива |
Показатель на 31.12.2015 г., тыс. руб. |
% |
Показатель на 31.12.2015 г., тыс. руб. |
% |
Сдвиг в структуре, % |
Запасы |
300 |
75 | 500 | 71 | — 4 |
Денежные средства |
100 |
25 |
200 |
28 |
+ 3 |
Итого |
400 | 100 | 700 | 100 |
— |
В результате проведенного вертикального анализа можно сделать вывод, что несмотря на рост объема запасов, их процентный показатель к общему итогу снизился, а вот размер денежных средств возрос, по сравнению с предыдущим годом. Это указывает на возросшую ликвидность активов компании.